ГЛАВНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ

Десять заповедей (декалог) — это десять основных ветхозаветных законов, которые, были даны самим Богом Моисею, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода потомков Авраама из Египта. Они  размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви объединенных в единое целое: любовь к Богу и любовь к ближнему. Декалог придает обоим своим частям равное значение, таким образом нравственность становится формой поклонения Богу, а не принципами наилучшего устроения жизни земной. Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех  в законе, указывает на два вида любви декалога, утверждая:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). В помощь к сему, Господь дал верное руководство, как нам поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Любить Бога мы должны, прежде всего, и больше всех потому, что это дело правды, ведь Он есть наш Творец, Промыслитель, Судия и Спаситель, - «Им мы живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28). Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Иоан. 4:20). 

Любя Бога и ближних, мы этим обнаруживаем и истинную любовь к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от греховных дел и мыслей, в подчинении тела духу, а духа Богу, в подавлении эгоизма и мирских похотей. Мы должны заботиться о развитии своих духовных сил порой даже и в ущерб здоровью: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. жизнь) за друзей своих» (Иоан.15:13).

Христианская любовь к себе и любовь к ближним должны приноситься в жертву любви к Богу. Господь Иисус Христос об этом говорит так: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:37-38). Если человек прежде всего любит Бога, то естественно он не может не любить, и отца, и мать, и детей, и всех ближних своих; но тогда эта любовь будет освящена божественною благодатью. Если же человек будет любить кого-либо из них, без любви к Богу, то такая любовь его становится преступной, например, такой человек для благополучия «своих»  может лишить благополучия других, быть к ним несправедливым, жестоким и т. п.

Декалог – закон, данный Богом в дополнение к внутреннему ориентиру – совести, ослабевшему у человека вследствие греховной жизни. Он содержится в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (см. Исх.20:2-17Втор.5:6-21):

«Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
   Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
   Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; 
ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
    Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
   Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
   Не убивай.
   Не прелюбодействуй.
   Не кради.
   Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
   Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Всего в Ветхом Завете 613 заповедей, но не все из них актуальны: "Закон был для нас детоводителем ко Христу." (Гал. 3:24). И поэтому мы указали лишь самое главное. К этому добавим: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт.1:28); «Не следуй за большинством на зло» (Исх. 23:2); «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26) «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца» (Лев. 19:32); запрещение браков с иноверцами и родственниками (Суд. 3:5-7Лев. 18:6).

В Новом Завете отношение к декалогу обусловлено пониманием, что он был дан для осознания греховности человеческой природы: полностью исполнить его не мог никто из ветхозаветных людей (Гал 3. 19-20). Отсюда пришло понимание жертвы Христа за нас, необходимости взаимной любви и покаяния в своих грехах. Итак, Господь в Новом Завете раскрыл и утвердил заповеди, а не просто упразднил их, ибо суть последних  в любви к Богу и ближним: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14: 24).  «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.» (Иак.2:10) «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13; 3). «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Матф.5:17)

Вот Заповеди Блаженства (Мф 5, 3—12):

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Другие заповеди Нагорной проповеди:

 - А Я говорю вам, (см. Мф 5, 21—48) что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь  против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
    что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 
    кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
    не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
    не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
    любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?  И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
    Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
    Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
    Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
    Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф 6, 1, 3, 6, 14—21, 24—25)
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф 7, 1—5, 21)

Другие заповеди Иисуса Христа:

    «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Иоан.6:53)
     «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». (Мф 23, 8—12)
     «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». (Мф. 26:41) 
     «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Ин 13, 34)  

Выражением Нового Завета является уже не просто сумма заповедей, а Крестная Жертва Иисуса Христа и пролитие Им крови за грехи человеческие, т. е. примирение во Христе Бога с человеком (Мф 26. 28; Мк 14. 24; Лк 22. 20). Участие в Завете возможно только при подражании Христу в самораспятии страстей и похотей и  в таинственном вкушении Тела и Крови Христовых: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6. 56). Господь указал нам совершенный путь - непрестанное следование за Ним: «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21).  Следует же нам научиться разделять букву и дух Божия закона « буква убивает, а дух животворит.» (2Кор.3:6). Для иллюстрации вспомним, что во время земного служения Иисуса Христа буквалистам казалось,  что Он нарушал заповедь о хранении субботы (Лк 4. 16). Однако Господь наш просто не останавливается на букве закона, но точно следует его Духу. Так, кроме молитвенного богослужения празднование седьмого дня, при правильном понимании, должно состоять в совершении дел милосердия и любви ближним, ибо в этом и состоит угождение Богу (Мф 12. 12). Нам нужно глубоко вникать в смыслы Боговдохновенных речений и рассматривать их  в контексте всего Писания. Ведь и дьявол, искушая Христа, вырывал слова Писания из общего контекста. Следует учитывать, что Новый Завет изначально был написан на древнегреческом и в случае сомнений следует прибегать к нему. Так, к примеру, указано, что брак может быть расторгнут только в случае когда жена впала в распутство (Мф 5. 32), а это отлично от измены единичной, т.е. при раскаянии изменившей все-таки следует ее принять.  Для изучения и исполнения слова Божия потребуется вся отведенная нам земная жизнь

Наша Святая Соборная и Апостольская Церковь сохранила в полноте и не поврежденности Откровение Бога, о чём и свидетельствует  Сам Бог через таких великих святых  и чудотворцев как Феодосий Киево-Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский, Иоанн Кронштадский, Амвросий Оптинский, Матрона Московская и многих других.

Иеромонах Дмитрий (Прохин), Крестовая Пустынь, Салох-Аул


 создание сайта, хостинг ООО “Белтелеком”