Гомеопатия – наука, а не идеология

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Гомеопатия, как отдельная отрасль медицины, возникла сравнительно недавно, хотя следы гомеопатии можно найти в трактатах по медицине, относящихся к средневековью и даже античным временам. Метод лечения, открытый и приведенный в систему немецким врачом Ганеманом, сразу же привлек внимание, благодаря поразительным результатам, которых добились сам основатель классической гомеопатии и его ученики. И, в тоже время, этот метод, который, казалось бы вызвал негативную реакцию со стороны современных Ганемана врачей, как противоречащему обычным методам классической медицины. Они обвиняли Ганемана и его учеников в подлогах и шарлатанстве. Эта оппозиция к гомеопатии переросла в гонение, так что Ганеман вынужден был покинуть Германию и переехать во Францию, где окончил свою жизнь.

Несмотря на враждебность медицинских авторитетов, гомеопатия стала бурно развиваться, пробивая стену недоверия, только благодаря очевидным успехам при лечении заболеваний, которые официальная медицина считала неизлечимыми. Через несколько десятилетий отношение к гомеопатии изменилось настолько, что среди сторонников гомеопатии можно увидеть как известных ученых различных отраслей науки, так и европейских монархов. В числе распространителей и популяризаторов гомеопатии в Российской империи можно указать на знаменитого хирурга Пирогова и известного филолога, академика Даля.

Русская Церковь благожелательно относилась к гомеопатии; многие приходские священники, особенно в селах, лечили народ гомеопатическими средствами. Среди энтузиастов гомеопатии были помещики и дворяне, которые бесплатно лечили своих крестьян. Об этом есть сведения в произведениях Чехова. Знаменитые патрологи и духовные писатели, причтенные к лику святых – святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник с большой похвалой отзывались о гомеопатии, а Игнатий Брянчанинов в некоторых случаях сам назначал нуждающимся гомеопатические лекарства.

В конце 19-го столетия в России было организованно общество врачей-гомеопатов, и вскоре в столице страны в Петербурге была открыта первая гомеопатическая клиника, которую освятил праведник и чудотворец святой Иоанн Кронштадтский. В приветственной речи он дал высокую оценку гомеопатии и пожелал успехов врачам-гомеопатам.

Покровительствовал гомеопатии последний русский император Николай II, причтенный к лику святых.

В период господства коммунистов гомеопатия подверглась всяческим притеснениям, доходящим до гонений. Ее старались дискредитировать через прессу; из гомеопатических аптек были изъяты большинство препаратов; больниц, где лечили бы гомеопатическим методом, не существовало. Такое положение создалось в связи с тем, что гомеопатическое лечение не вкладывалось в рамки материалистического воззрения, которое являлось обязательной идеологией в Советском Союзе во всех отраслях науки. Многие врачи-гомеопаты и сочувствующие гомеопатии принуждены были лечить своих пациентов тайно. Если можно так сказать, гомеопатия в Советском Союзе ушла в катакомбное состояние.

С падением коммунистического диктата положение изменилось: гомеопатия получила не только свободу, но и официальный статус. Однако у гомеопатии появились новые противники, а растущая популярность гомеопатии вызвала травлю со стороны врачей-аллопатов, явно проигрывающими в сравнении с результатами, которых добилась гомеопатия.

Надо сказать, что медицина, основанная на химических препаратах, все более приближается к катастрофе. В современной медицине уже появилась обширная отрасль, называемая «лекарственные заболевания», то есть теневая сторона лечения химическими препаратами, которое отравляет организм человека и разрушает его иммунную и нервную систему. Это похоже на цивилизацию, которая может задохнуться в выбросах промышленности, или на землю, которую убивают искусственными удобрениями.

Однако создавшуюся оппозицию гомеопатии нельзя объяснить только соперничеством врачей-аллопатов, с их стремлением узурпировать медицину, или давлением фармакологических фирм, заинтересованных в продаже химических препаратов. Здесь надо подумать, не дали ли какой либо повод для нападок на гомеопатию сами гомеопаты?

В современной гомеопатии вторгся целый поток лиц, спекулирующих на растущей популярности гомеопатии, которые без достаточной подготовки берутся лечить гомеопатическими средствами. Надо сказать, что обычное медицинское образование еще не достаточно для гомеопата. От врача-гомеопата требуется большая подготовка, чем от врача-аллопата, так как в гомеопатии нет узких специализаций. Перед гомеопатом находится человек, как единая психофизическая монада, а не только больной орган – как у аллопатов. У гомеопатов более сложная и тонкая диагностика. Определить конституцию человека, выявить его свойства, привычки, вкусы, наклонности, и на этом фоне рассмотреть симптомы болезни и выбрать нужное лекарство, - несравненно сложнее, чем лечить отдельный орган, забыв о самом человеке. Гомеопат не говорит пациенту: «У вас болит ухо, а я лечу глаза – идите в другой кабинет», а путем долгой беседы старается обнаружить болезнь, которая лежит глубже ее симптомов, именно повлиять на ускользающую от официальной медицины сущность человека, а не подавлять симптомы болезни. Есть реальная опасность, что гомеопатию оккупируют невежды и профанируют ее. Поэтому нужно создать такую систему, которая проверяла бы людей, собирающихся заниматься гомеопатией, независимо от официального медицинского образования. Гомеопат должен пройти определенные экзамены и получить диплом на право лечения.

Существует и другая опасность – это обвинение гомеопатии в оккультизме и магии. К сожалению, некоторые духовные лица, не разобравшись в чем дело, огульно отрицают гомеопатию на основании таких обвинений. Отчасти некоторые из гомеопатов сами подали к этому повод тем, что употребляют терминологию, схожую с оккультной, например «флюиды, астральные тела» и т.д. Уже Ганеман, несмотря на то, что был верующим католиком и исполнял обряды католической церкви, допускал некоторые сомнительные термины в своем произведении «Органон». Известный розенкрейцер Штейнер дискредитировал гомеопатию, соединив ее с астрологией. Он использовал гомеопатию в целях популяризации своей антропософской системы, хотя гомеопатия, как лечебный метод, ни к теософии, ни антропологии отношения не имеет.

Некоторые из современных гомеопатов, желая подвести под гомеопатию теоретическое объяснение ее феноменов, создают теории, противоречащие православной теологии и антропологии. Нередко в этих теориях присутствуют элементы теософского характера, и это вызывает тревогу у православных христиан и особенно у духовенства. Такая негативная реакция препятствует верующим обращаться к врачам-гомеопатам, чтобы не подвергнуть себя воздействию оккультных сил. Поэтому в вопросах, касающихся антропологии и мировоззрения, православные гомеопаты должны обращаться к православной теологии, а не основываться на личных мнениях, или же фактах, которые можно по-разному интерпретировать. Разумеется, позиция духовенства, отрицающего по этим причинам гомеопатию, – неправильная: следует вначале разъяснить гомеопату, пытающемуся создать свою теорию, его ошибки и несоответствия к христианскому учению, особенно о человеческой душе, и предложить пересмотреть и поправить такие ошибки. Если же он отказывается это делать, то вопрос может стоять о неправославии этого человека, а не о всей гомеопатии.

Обвинение гомеопатии в оккультизме и сближении ее с магией – абсурдно. Для магии требуется, по крайней мере, три условия: 1. маг-колдун, имеющий тесное общение с демоническим миром; 2. существование заклинаний, мантр, и вообще различных обращений к сатане (где часто употребляется имя сатаны в зашифрованном виде, а заклинания и заговоры сопровождаются магическими ритуалами); 3. конкретное лицо, против которого направлены магические силы.

Кто же маг в гомеопатии? - Врач, обследующий больного, или фармацевт, изготовляющий лекарства? Какие гомеопатические мантры и заклинания, произносимые гомеопатами, известны? Где они напечатаны, или они передаются устно? В таком случае прием в гомеопатическое общество должен сопровождаться какими-то инициациями, вроде вступления в оккультный союз. Неужели в течение почти двух столетий все это могло быть скрыто? Неужели ни один из гомеопатов не признался перед смертью в таком демонизме? Маг обращается к определенному лицу или аудитории, а гомеопатические лекарства продаются в аптеках совершенно свободно и приготовляются большей частью машинным способом.

Гомеопаты могут принадлежать к различным религиям, или быть неверующими; они могут придерживаться различных философских взглядов, или быть скептиками-агностиками, - но это относится к их внутреннему миру, а не к гомеопатии. Гомеопатия остается практической медициной, основанной на фактах, но подводить под нее какую-то теорию с элементами мировоззренчества – очень опасно. Это значит составлять искусственные модели из собственных представлений и сведений, которые почерпнуты из различных источников. Эти придуманные модели легко могут стать мишенью для нападок на гомеопатию.

Особо опасно, если гомеопат использует антропологию адвайта-йоги или Штайнера, и вводит во врачебный обиход или в гомеопатическую литературу такие термины, как «астральные, ментальные эфирные тела», - тем самым, представляя душу человека каким-то сложным соединением различных природ и элементов. Такая теософская лексика тесно связана с учением о перевоплощении души, и прочно вошла в язык оккультных сект, особенно восточного направления.

Христианство учит, что душа это простая однородная субстанция и неразделимая монада. Вообще, душа является предметом не науки, а веры.

Психология как наука занимается рассмотрением и обобщением определенных свойств психики, но оставляет вопрос открытым: существует или нет душа, как отдельная от тела субстанция? Поэтому делать заключение в этой области без твердых знаний христианской антропологии – значит дискредитировать не только себя, но и саму гомеопатию.

Хочу прибавить, что термины, относящиеся к оккультизму, употребляли не только некоторые гомеопаты, но основоположник химической терапии Парацельс. Но из-за этого никто не упрекает химиотерапию в магии.

Не медицина, а человеческая личность решает вопросы мировоззрения, а также определяет себя по отношению к Богу и демоническому миру. Всякий человек может ошибаться в своих теоретических заключениях. Иногда эти ошибки происходят оттого, что он критически не отнесся, а принял на веру то, чему его учили.

Действенность гомеопатии как метода, доказывается не личными предположениями и не отвлеченными дискуссиями, а у постели больного. Поэтому, чем скорее гомеопатия освободиться от личных теоретизирований самих гомеопатов, и признает себя практической наукой, тем недоступнее она станет для тенденциозной критики, тем большей популярностью будет она пользоваться среди православных христиан.

http://karelin-r.ru/stories/162/1.html


 создание сайта, хостинг ООО “Белтелеком”