|
|
 |
ПРАВОСЛАВНА ЛИ ГОМЕОПАТИЯ?
Этот странный на первый взгляд вопрос всерьез занимает сознание многих верующих
Священник Антоний Ильин
Гомеопатия пришла в Россию не вчера, а еще при жизни
ее основателя Сэмюэля Ганемана, и неужели Православная Церковь еще
тогда не заметила пагубности этого учения, а если заметила, то почему
побоялась обличить устами своих святителей, преподобных и праведных?
Удивительно, но эти уста сказали совсем обратное.
Итак, век девятнадцатый, действие первое: гомеопаты и медицина.
Первое упоминание о гомеопатии на просторах империи
относится приблизительно к 1823 году, а первые врачи-гомеопаты были,
как и положено, немцы. Многие из них были "врачами по вызову" для
членов царской семьи и пользовались державным покровительством, что в
целом являлось неплохим началом для развития гомеопатии, однако, как и
везде в Европе, противодействие "старой" медицинской школы оказалось
достаточно агрессивным. Запретить не успели - обрушилась холера
(1830-1831), обнаружив всю слабость тогдашней аллопатической медицины,
а гомеопатия показала себя как нельзя лучше: некоторые помещики (в
частности, Семен Корсаков) cпасли жизни сотен крестьян, назначая им
гомеопатические средства. Сообщения об этом достигли Санкт-Петербурга,
где благодаря поддержке адмирала Николая Мордвинова было разрешено
использовать гомеопатию в частной практике, запретив, однако, ее
применение в официальной медицине.
Это двусмысленное положение оставалось в силе еще
очень долго, и, несмотря на появление своих российских
врачей-гомеопатов, было ясно, что надежды заинтересовать медицинское
сообщество доктриной гомеопатии оказались тщетными, а "Журнал
гомеопатического лечения" даже требовали закрыть как представляющий
опасность для "системы здравоохранения". Гомеопаты были вынуждены
искать новых союзников в российском обществе. Как ни парадоксально,
таким преданным союзником гомеопатии на долгие годы, даже до сего дня,
становится православное духовенство.
Итак, действие второе: гомеопаты и Церковь.
Самым курьезным, но и показательным явился опыт
православных миссионеров Иркутской епархии, где гомеопатия получила
распространение благодаря архимандриту Иннокентиевского монастыря
Вениамину. Миссионеры методично изучали принципы гомеопатии и по
благословению Преосвященного были оснащены даже индивидуальными
аптечками. Успех был настолько необыкновенным, что в 1871 г. Комитет
Православного миссионерского общества признал роль гомеопатии в
обращении малых народов Сибири и Дальнего Востока в христианство, так
как местные жители, несмотря на успехи буддийских лам в медицине, были
поражены результатом гомеопатического лечения у православных
священников.
Трудно сказать, имела ли эта история продолжение, но
другая разворачивалась уже не на окраинах империи, а в самой российской
глубинке. Там сельские батюшки, упоминание о которых вызывает в памяти
образы колоритных лесковских персонажей, понесли гомеопатию в массы,
сделав ее поистине народной медициной. Эти скромные труженики на ниве
Христовой облегчили страдания тысяч простых людей, а возможно, спасли и
сотни жизней. Во многом распространение гомеопатии было вызвано
разочарованием в системе медицины земской, которая у современного
человека ассоциируется исключительно с интеллигентным лицом Антона
Павловича Чехова. На деле же земская медицина зачастую оборачивалась к
бедным людям другими частями тела, так как была весьма накладной, а во
многих районах России квалифицированная врачебная помощь была вообще
практически недоступна (земства не имели средств для содержания
врачей).
В 1880-е годы священники-гомеопаты начали активно
печататься в гомеопатических периодических изданиях, рассказывая о
своих опытах лечения. Вот характерное сообщение, представленное
священником Димитрием Матвеевым (подобных сообщений было множество):
"11 сентября 1886 г. меня пригласили к больной женщине для "прощального
напутствия". Пациентка оказалась роженицей, и она действительно могла
вот-вот умереть. Несмотря на все усилия и идиотизм местных сельских
старух, в течение двух дней желанные результаты (роды) не последовали.
Ситуация стала критической. Благодаря недавней практике
гомеопатического лечения я вызвался помочь. Отсутствие родовых потуг и
общая слабость женщины указывали на Secale cornutum. Я назначил частые
приемы этого средства". После приема препарата, предписанного
священником, роды начались и закончились наутро рождением ребенка.
Лично у автора образ этого батюшки вызывает искреннее восхищение, а
ведь он был не одинок.
В 80-е годы Святейшим Синодом была даже предложена
программа преподавания основ медицины в духовных семинариях, включающая
изучение гомеопатического метода. В 1890 г. ведущее православное
периодическое издание "Церковные ведомости" (напомним, обязательное к
подписке в каждой волости) по разрешению Победоносцева выпустило на
правах брошюры специальное приложение "Некоторые краткие сведения
относительно гомеопатии", что произвело эффект разорвавшейся бомбы.
После публикации резко возросло число священников-гомеопатов. В конце
столетия многие священники и епископы были активными деятелями
гомеопатических обществ, причем это участие было профессиональным. Вот
некоторые цифры: в 1896 г. из трех гомеопатических аптек
Санкт-Петербурга препараты получали одна тысяча сто семьдесят два
священника! Учитывая, что по России насчитывалось 16 специализированных
аптек, мы получаем просто шокирующую статистику. Около тысячи
священников были также подписчиками журнала "Врач-гомеопат" и
участвовали в сборе средств на памятник Ганеману.
Одним из самых больших достижений российских
гомеопатов было одобрение св. праведного Иоанна Кронштадского, который
оказал существенную поддержку методу гомеопатии и словом, и делом.
Позднее некоторые священники, практикующие гомеопатию, писали, что к
изучению метода их подвигли проповеди отца Иоанна, в которых он говорил
о чудесах исцеления больных с помощью гомеопатических лекарств. Не
обошел вниманием гомеопатию и другой великий подвижник и духовный
писатель прошлого столетия - святитель Феофан Затворник. В письмах
духовным чадам он советовал обращаться к гомеопатам, ибо те "не пасуют
перед болью". Интересно отметить также, что между гомеопатическими
обществами и корпорацией врачей-аллопатов разница была не только в
исповедании разных подходов к болезни и больному, эта разница касалась
также общественных и религиозных идеалов. В то время как
гомеопатические общества имели выраженный консервативно-монархический
оттенок и были практически православными по духу (во многом благодаря
влиянию духовенства), официальные медицинские структуры дореволюционной
России были рассадниками не только либеральных, но во многом
радикальных и атеистических идей с выраженной критикой по отношению к
государству и Церкви.
Каким бы поверхностным не был наш исторический
экскурс, его вполне достаточно, чтобы понять одно: гомеопатию и Русскую
Православную Церковь связывает давнее благодатное соработничество на
ниве исцеления душ и телес. Православные пастыри минувшей эпохи
воспринимали гомеопатию как подлинно христианскую медицину, позволяющую
видеть и врачевать в человеке не отдельные болезни, а целостную
личность в совокупности ее духовного, душевного и телесного страдания.
Отрадно, что многие почитаемые в народе Божием духовники и старцы дня
сегодняшнего (в частности, митр. Антоний Сурожский, о. Иоанн
Крестьянкин, о. Николай Гурьянов, о. Кирилл Павлов и др.) понимают это,
благословляя и врачей, и болящих прибегать к помощи гомеопатического
метода. Очень интересные перспективы открываются в соотнесении основных
принципов гомеопатии с христианской антропологией и даже сотериологией.
Системная психофизиология c ее представлением об активном нейроне,
реализующим свои метаболические потребности через информационный обмен
с микросредой, также дает нам возможность по-новому взглянуть на
принцип гомеопатических разведений уже с естественнонаучной точки
зрения. Это, однако, тема для отдельной статьи, в которую войдет
доклад, сделанный автором на Международном гомеопатическом конгрессе,
прошедшем 21-22 января сего года в Москве. (Являясь священнослужителем
РПЦ и имея высшее богословское образование, с одной стороны, а также
будучи практикующим врачом-гомеопатом и специалистом в области
физиологии человека - с другой, автор считает себя вправе поднять
проблему гомеопатии и христианства на страницах "НГР" и будет весьма
признателен за любое участие в ее обсуждении.)
http://novogolutvin.ru/obedience/med/articles/gomeo.html
|
|
|
|