ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ


«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос,
жене глава – муж, а Христу глава – Бог.»

1 Кор. 11:3
«Без Бога не до порога.» «Брак в блуде дети в беде.»

Венчание — одно из семи таинств Русской православной церкви. Брак был установлен Богом еще в раю, а Господь Иисус Христос, будучи гостем на браке в Кане Галилейской, освятил и подтвердил само устройство брака. Согласно Священному Писанию, христианский брак представляет собой союз мужа и жены, благословляемый и даруемый людям Богом. Через благословение брак становится делом честным во всех отношениях, и ложе его нескверное служит ко благу рождения детей и воспитания их в послушании Богу (ср. Евр. 13, 4). Жизнеутверждающим моментом этой формы стало благословение Божие людям. Причем благопожелания Господа Бога сочетавшимся столь значительны, что человек не смеет коснуться их жизненно важной сути, по слову Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9).

Богоучрежденный союз брака, таким образом, явился необходимым условием единения первых людей. Благословенное соединение мужа и жены в одном существе и единстве жизни составило тайну брака. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24), — так определил Господь суть этой тайны. Господь благословил их, сочетав в единый брачный союз. «Плодитесь и размножайтесь, — сказал он им, — и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). История ветхозаветного человечества показывает, что верующие люди ценили благословение Божие на брак, которое воспринимали через патриархов, родителей и священников.

Святой Игнатий Богоносец очевидец Христа, пишет: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Браки, не объявленные в церковной общине, по свидетельству Тертуллиана (+ 160), приравнивались к блуду. Тертуллиан писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией – Святым Причастием.

Конечно же, венчаться необходимо. Но венчающиеся должны быть верующими и соблюдать заповеди, относящиеся к браку, иначе все превратится в фарс с плачевным исходом. Брак это тяжелый труд. Счастливыми становятся те молодожены, которые преодолевают искушения и трудности, лень и гордыню искренне прибегая к Богу с верой, надеждой и любовью. Как и к любому церковному таинству, лучшей подготовкой к таинству венчания является пост и молитва.

Для случаев, когда супруги прожили вместе уже много лет в Церкви существует специальный чин венчания, он не содержит просьб и благословений, которые подходят молодым в отличие от людей, которые уже имеют детей или даже внуков.

Молодожены накануне венчания несколько дней постятся, а затем посещают храм, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Кроме этого молодым уместно было бы обратиться и к святоотеческим наставлениям по супружеской жизни. Перед венчанием для желающих принять таинство брака необходимо пройти собеседование со священником в храме по расписанию.

На собеседовании назначается дата венчания, лучше если это будет в день регистрации светского брака. Учитывая, что согласно церковному уставу не венчают прежде всего накануне и в дни многодневных постов, во время Светлой седмицы, Святок с 7 по 20 января, а также накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников, не венчают также на протяжении Сырной седмицы или Масленицы. А также во вторник и четверг всего года, т.к. они предшествуют постным дням среде и пятнице, а также в субботу. Последний запрет церковного устава связан с тем, что в воскресный и праздничный день все верующие должны находиться в церкви на Божественной литургии, к которой с вечера надо духовно подготовиться, что невозможно при свадебном праздновании. А также потому, что в эти и постные дни не разрешено супружеские отношения. Невесте нужно подсчитать, не попадает ли венчание на "женские дни" (в эти дни женщине запрещено появляться в церкви).

На венчание нужно будет взять с собой: 2 кольца, 3 белых (светлых) полотенца (два кладут под ноги, третьим священник завязывает руки), 2 белых платочка (держать свечи), 2 венчальные иконы (Спасителя и Богородицы), венчальные свечи (можно приобрести в церкви). 

Церковный брак невозможен:

- если между женихом и невестой есть кровное родство, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении;
- если кто-либо из вступающих в брак объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим на венчание лишь по настоянию одного их супругов или родителей;
- если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием; 
- если один их будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом (гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый);
- при вступлении в брак более  трех раз.

Требование к брачующимся:

- получить родительское благословение (если родители люди верующие);
- иметь зарегистрированный брак. Это необходимо, потому что церковный брак с 1917 года не признается государством легитимным, и не дает права иметь все общее (от фамилии до имущества), а это неотъемлемое право,  долг и суть вступающих в брак в т.ч. это важно и для детей супругов;
- внешний вид у всех должен быть с учетом целомудрия, допускается минимум косметики;
- прибыть в храм в назначенное время за полчаса.

Наличие свидетелей  желательно, но необязательно.

Можно ли венчаться православным с католиками, протестантами или мусульманами? Благословляет ли Церковь такие браки?

Церковь еще устами апостола Павла призвала своих верующих вступать в брак "только в Господе", то есть между собой. Согласно с апостольскими церковными каноническими правилами, Православная Церковь не освящает венчанием браки между православными и нехристианами.
Если к вере обратился лишь один из членов семьи, не надо насильно принуждать к венчанию другого, ибо только единые в вере супруги могут стать "домашней Церковью". В таком случае уместно вспомнить слова апостола Павла: "Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим".

Сегодня много браков распадается, среди них есть и венчанные браки. Как совершается церковный развод таких пар?

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Разводиться дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». Он же советует терпеть и стараться исправить недостатки супруга, вместо того чтобы спешить разрушать брак: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок».
Но случается, что браки распадаются. И тогда Церковь вынуждена констатировать факт отсутствия брака как таинства любви.
Церковь считает возможным расторгнуть церковный брак только при определенных условиях. Согласно Священному Писанию, это супружеская измена жены, но и мужчина строго наказывается Богом за нарушение любви. «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.» (1Кор.7:4). Христос говорит: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» (Матф.5:32). Другие причины являются индивидуальными и требуют тщательного изучения священником. Чтобы таких горьких случаев с вами не приключилось необходимо жить разумной духовной христианской жизнью, иметь духовника, нередко исповедоваться и Причащаться всей семьей.
Что такое церковное венчание: начало или итог отношений любящих? Не начало, потому что таковым является любовь. И не итог, потому что еще многое предстоит сделать. Венчание – это благословение и укрепление Богом двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решения.

Рассмотрим последовательность и смысл самого Таинства.

Обручение 

Обручающиеся стоят в притворе храма отдельно: жених – справа, невеста – слева. Священник благословляет жениха и невесту зажженными свечами и дает их жениху и невесте. Свечи нужно держать левой рукой прикрытой белым платком (правой крестимся). Креститься можно и нужно согласно молитве священника. Свечи символизируют радость происходящего и готовность обручающихся служить Богу и друг другу. Далее священник производит обмен кольцами, прежде лежащими на святом Престоле. Обмен кольцами свидетельствует о скреплении брачного договора и о том, что на брак получено согласие родителей. Обмен кольцами происходит трижды – в знак осознания выбранного семейного пути пред лицом Пресвятой Троицы.

Венчание


Под пение "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!", жених и невеста, ведомые священником, переходят в центральную часть храма. Священник ставит молодых перед аналоем с Крестом и Евангелием на белое подножие. Единое для двоих, подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет – целомудрие и девство вступающих в брак. 
     Перед тем как обвенчать молодых, священник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерениях и не давали ли обещание брака кому-то другому. После ответов венчающихся, свидетельствующих об осознанности их решения, начинается само таинство венчания.
     В молитвах, которые читает священник, часто повторяются ветхозаветные праведники, верно и счастливо жившие в супружестве - Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета. Священник просит Господа даровать венчающимся "видеть чада чадов" – "деток детей", то есть внуков, благословить их благополучием ("наполнить дома их пшеницей") и дать им "друг к другу любовь в союзе мира". В церковной молитве вспоминается, что еще в раю Господь создал Адаму жену – "помощника" для него, "восполняющего" его самого...
      Затем священник возлагает венцы на жениха и невесту. Венцы символизируют благословение Божие и соединение супругов в вечной жизни. Читается Апостол и Евангелие. После молитвы "Отче наш", нововенчаемые испивают общую чашу. Сперва подносится жениху, а потом невесте, и так трижды. Вино в чаше напоминает о чуде Христа превращения в него воды, а виноградное вино является символом радости жизни. А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, в горе и в утешении. Не случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она – мудрая хранительница семейного очага.
После этого священник под торжественное пение трижды обводит венчающихся вокруг аналоя (высокой четырехугольной подставки), на котором лежат Крест и Евангелие. Круг - символ вечности, вечного соединения мужа и жены во Христе. Вскоре после хождения вокруг аналоя священник снимает венцы с нововенчанных. При этом жену он уподобляет Рахили, ветхозаветной праведнице, "хранящей пределы закона", то есть охраняющей законы семьи и церкви.

Многолетие


В завершении таинства вы поцелуете церковные иконы, расположенные по бокам от царских врат. После того как супруги спуститесь со ступеней, ведущих к алтарю, возглашается многолетие. После этого священник благословляет обвенчавшихся иконами: жениха - иконой Спасителя (реже иконой какого-то святого), невесту - иконой Богородицы. Иконы символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь, вручается свидетельство. Теперь вас могут поздравлять родные и близкие – таинство свершилось. Свечи, иконы, полотенце и платки вы заберете с собой. После венчания с колокольни раздается звон - знак всеобщей радости и торжества. В это время молодожены со сродниками обходят вокруг храма унося свет радости в свой дом.

Иеромонах Дмитрий (Прохин), Крестовая Пустынь, Салох-Аул

 

 создание сайта, хостинг ООО “Белтелеком”