ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Евангелие от Матфея З, 2
«Сознание греха есть начало спасения»
бл. Августин

Сам Иисус Христос прощал грехи: "Прощаются тебе грехи"  (Лк 7, 48). Призывал нас к хранению чистоты, чтобы мы избегали зла: "Не греши больше" (Ин 5, 14).

В Таинстве Покаяния христианину подается очищение от грехов, совершённых после Крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви в лице ее представителя – епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью. Покаяние отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения. Покаяться — значит изменить образ жизни, то есть увидеть в себе грех, осознать его,  возненавидеть,  затем покаяться Богу в присутствии священника и дать обещание больше не грешить.

Всякий грех есть отказ от Божественного света. Для того чтобы увидеть своё зло, надо видеть свет и красоту Божией Правды. Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь. Нарушая закон любви, всякий грех ведет к разъединению с Богом и людьми. Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Это Таинство называют вторым Крещением. Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества, соглашаясь с внушениями дьявольскими. Грехи отделяют человека от Бога и ставят преграду на пути к Богообщению. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв с Богом своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом. Покаяние - это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства.

Покаяние, предшествующее исповеди, требует:

- во-первых, осознания своих грехов;
- во-вторых, горького сожаления о них, отвращения и ненависти к грехам и, наконец, 
- в третьих, решимости исправиться, молитвенно прибегая к помощи Божией.

Борьба с грехом должна выражаться в раскрытии своей души перед Богом и другими людьми (в первую очередь перед духовником), т.к.корень греха есть гордость и эгоизм, самозамкнутось человека. Исповедь и есть, прежде всего, выход из болезненной самозамкнутости; она требует самоотвержения, без которого нет настоящей любви. Кроме того, рассказ о грехе, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха от личности. Исповеданный грех становится чуждым человеку, а скрытый производит еще большее «нагноение» души. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания за грехи, сколько для того чтобы избавиться от зависимости от них, от их повторения. Грех разлагает нашу личность, а вернуть её целостность, исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в Церковь, где Сам Христос животворит нас Своею любовью.

Подготовкой к исповеди служит чтение духовных книг; покаянных молитв; размышление о своей греховности; хорош и пост особенно, если исповедь предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.  

Вспоминая грехи, лучше записать их для удобства исповеди, чтобы не остались забытыми и не исповеданными. Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сначала упомянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), с ними и бороться надо в первую очередь, а также грехи против любви (осуждение, злоба, вражда, злопамятность, мстительность). Такие грехи должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы. 

Перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и прося прощения. 

Как духовно-лечебное средство, священник может наложить на кающегося епитимью, например, назначить ему особые духовные упражнения или временно не допустить до Святого Причащения.

Часто люди приходят на исповедь и не знают, что сказать и как. Ниже приводится примерный перечень возможных грехов, на которые кающийся должен обратить внимание, испытывая свою совесть.

ГРЕХИ ПРОТИВ ГОСПОДА БОГА: 


гордость; не исполнение святой воли Божией; нарушение заповедей; неверие и маловерие; нет надежды (малая надежда) на милосердие Господа; отчаяние; чрезмерное упование на милость Божию; лицемерное почитание Бога, нет любви и страха Божьего; неблагодарность Господу за все Его благодеяния в том числе за скорби, болезни; обращение к экстрасенсам, астрологам, гадалкам, ворожеям; занятие черной и белой магией, колдовством, гаданием, спиритизмом; играли в карты (в них богохульный смысл), суеверием: верой во сны, приметы, ношение талисманов; хула и ропот на Господа в душе и на словах; не исполнение данных Богу обетов; призывание имени Божия без необходимости; клятва именем Господа; кощунственное отношение (без должного благоговения) к святыням (иконам, мощам, свечам, Святым угодникам, Священному Писанию); изучение еретических книг,  держали их у себя дома; смотрение еретических богохульных телепередач; слушаньем сектантов, увлечением восточными религиями; не чтение, не изучение Священного Писания, духовной литературы; стыдились перекреститься и исповедовать православную веру; не ношением креста; небрежное крестное знамение; не исполнение  молитвенного правила: утренних и вечерних молитв, других молитв, поклонов и т.д.; леность молиться, молились рассеянно и холодно; пропуск без уважительной причины воскресных и праздничных богослужений; хождение в храм без усердия и прилежания; разговорами, дреманием, смехом, хождением по храму во время церковной службы; невнимательность, рассеянность при слушании чтений и песнопений; опоздание на службу и уход из храма раньше отпуста; вхождение в храм в нечистоте, прикосновение в нечистоте к святыням; редкой исповедью грехов, сознательным утаиванием их; причащением без сокрушения и страха Божьего, без надлежащего приготовления (говения), не примирясь с ближними, после супружеского ложа; непослушанием духовнику; осуждением священнослужителей, монашествующих; ропотом и обидой на них; не почитанием праздников Божиих; работой в праздничные дни; не соблюдением постных дней – среды и пятницы, нарушением и других постов; участием в делах хулителей Бога и помазанников Божиих – православных царей; были октябрятами, пионерами, комсомольцами и т.д., мыслями о самоубийстве, попыткой покончить жизнь самоубийством, использование косметики. 

ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО: 

не имели любви к ближним; не любили врагов, ненавидели их, желали им зла, не прощали; воздавали злом за зло; осуждали; злословили; не были почтительны, огорчали и обижали: родителей, старших  и высших (начальствующих); не исполняли обещанное; не возвращали долгов; явно или тайно присваивали себе чужое; избивали; покушались на чужую жизнь; убивали младенцев во чреве (аборты), советовали их делать ближним или не противились им; грабили; занимались вымогательством средств, услуг; отказывались вступиться за слабого и невинного, помочь попавшему в беду; согрешили леностью в работе, не почитали чужой труд; плохо воспитывали детей – вне веры Христовой; желали зла ближним, проклинали; согрешили немилосердием; согрешили скупостью; не посещали больных; не молились за наставников, родных, врагов; не отвечали разумным благодеянием на зло; согрешили жестокосердием к людям, а также к животным, птицам, неразумно отравляли и уничтожали окружающую среду; прекословили, не уступали ближним; спорили; клеветали; сплетничали; пересказывали чужие грехи; подслушивали чужие разговоры, подсматривали за людьми; обижали; оскорбляли сквернословили, матерились; говорили колкости; враждовали с ближними; скандалили; устраивали истерики; проклинали; дерзили; нагло и вольно вели себя по отношению к ближним; лицемерили (говорили «в глаза» – одно, «а за глаза» – другое); ревновали; гневались; подозревали ближних в неблаговидных поступках; обманывали; лжесвидетельствовали; соблазнительно вели себя, желая прельстить; рассказывали неприличные анекдоты; развращали своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних); носили  одежду другого пола (напр. женщина носила брюки); не ношение женщиной платка; корыстной дружбой и изменой; поминали живых за упокой; называли животных человеческими именами, а людей кличками или цифровыми именами, чрезмерной, страстной привязанностью к вещам, животным и людям в ущерб любви к Богу и ближним.

ГРЕХИ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ: 

тщеславие, считали себя лучше всех, самолюбие, отсутствие смирения и послушания на добрые дела, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность; ложь, зависть; празднословие, смехословие, сквернословие; раздражались, возмущались, помнили зло, обижались, огорчались, унывали, тосковали, печалились, отчаивались, делали добрые дела напоказ, леность, проводили время в праздности, много спали и ели (чревоугодие, тайноядение, лакомство), ели кровь животных (кровяная колбаса); любили земное, материальное больше небесного, духовного; пристрастны к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям, смотрением неполезных передач телевизора; излишне внимательны к плоти; стремились к земным почестям и славе; потворство духу времени и мирским обычаям; привязанностью к разного рода вещам и людям; курили, употребляли наркотики, спиртное (упивались до пьяна); играли в разные азартные игры; украшали себя, чтобы прельстить; занимались сводничеством, проституцией; пели непристойные песни; плясали; смотрели развратные фильмы, читали растлевающие книги, журналы; принимали блудные помыслы; услаждением и медлением в нечистых помыслах; осквернялись во сне, согрешили блудом (вне церковного брака); согрешили прелюбодеянием (изменяли при венчанном браке); допускали вольности до венца и извращения в супружеской жизни; осквернением себя блудными прикосновениями, нескромным воззрением; невоздержанием в супружеской жизни (во время поста, субботние и воскресные дни, церковные праздники); холодностью и бесчувственность на исповеди, умалением своих грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением. 

ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ КАЮЩИЙСЯ НЕ ДОЛЖЕН: 
    
— произносить тех грехов, в которых прежде каялся, получил отпущение и не повторял их; 

— вспоминать других лиц, сопричастных к грехам своим, но лишь себя осуждать. 


ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО:

— если не названы конкретные грехи;
— если кающийся не простил всех своих обидчиков;
— если все грехи сказаны, но не была прочитана священником разрешительная молитва в конце исповеди;
— если священник, что совершает Таинство Исповеди, находится под каноничным запретом архиерея.

Иеромонах Дмитрий (Прохин), Крестовая Пустынь, Салох-Аул

 

 

 создание сайта, хостинг ООО “Белтелеком”