ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ

«Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес.5.21).
«Благословенно дерево, чрез которое открывается правда» (Прем.14:7)
«Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Иконы получили свое начало от Бога, слово «икона» в переводе с греческого означает «образ»:«И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним» (Иез.43:11). Изображение же ХристаБогородицы, святых, разных библейских сцен известны в христианстве с самого начала, с I века. К IV веку эти изображения были уже повсеместно.

"Икона" в переводе с греческого означает "образ". Образ есть отражение (не во всём себе подобным) некоторой реальности в другом материале. Отпечаток, оставленный перстнем в сургуче или воске это образ носителя. Память человека о каком-то событии - это образ. Отражение другого человека в моем сознании и моих глазах - это образ (сознание непосредственно работает с образами световой проекции на сетчатке глаза и слуховыми). Слово, которым обозначается предмет - это образ: любое слово есть не вещь, но символ вещи, ее отображение в моей речи. Человек неизбежно живет в мире образов. И вся культура и искусство - от музыки до скульптуры, от литературы до живописи, есть создание образов. Реальность многомернее и сложнее своих образов, но в тоже время познание мира без посредства образов вообще невозможно. Кстати, Библия тоже есть икона. Просто образ Творца она передает не красками, а словами. Любая проповедь предлагает некоторый образ Бога, некоторое представление о Боге, для того, чтобы человек обратил свой взор ума к Создателю и Спасителю своему. Но тоже делает и икона. Вселенский Собор, узаконивший иконопочитание перед лицом возникших в 7 веке иконоборцев, ясно сказал: глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу. Более того, Ветхий Завет есть икона Нового Завета «образ настоящего времени» "тень будущих благ". События Священной истории иконичны в своих пророческих прообразах.

Первым же иконописцем был сам Бог. Его Сын - "образ ипостаси Его" (Евр. 1, 3). Предупреждение о неизобразимости Бога естественно не упоминается после того, как Неизобразимый стал видимым и Бестелесый воплотился. Бог же создал человека как свой образ в мире (в греческом переводе - как икону).
Возражения иконоборцев против самой возможности существования иконы можно разделить на три группы.

Миф 1: «Библия запрещает иметь изображения». 
Миф 2: «Библия запрещает почитать изображения». 
Миф 3: «Православные поклоняются иконам».


Миф 1.
 Иконоборцы указывали, что иконы это суть идолы и их почитание, следовательно, есть поклонение идолам. Но такая позиция, как и все прочие  не православные, следует из неверного понимания Слова Божьего, понимания вне целокупного контекста. Как правило, иконоборцы  указывают на вторую заповедь Моисея: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:4-5). Но эта заповедь «о кумирах» должна читаться не с 4, а с 3 стиха: «да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» и далее: «Не делай себе кумира и никакого изображения…». Если бы эта заповедь Бога имела целью запретить любые изображения, то она бы противоречила другим частям Библии. Так, например в третьей кн. Царств (6:29) мы читаем: «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения   херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне.» Херувимы где обитают? - На Небе  вверху! Пальмовые дерева и цветы где растут? – На земле внизу! Т.е. мы видим, что в Божьем храме, который был построен по воле Бога, были изображения того, что было на небе вверху и того, что было на земле внизу и Господь этого не запрещал, напротив, когда Храм освящался, то "не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его" (2 Пар.7,2-3).  Более того, в Библии сказано более 60 раз о разных изображениях которые создавались по воле Божией. Как мы видим из Писания, священные изображения были не только "на всех стенах храма кругом" (3 Цар.6,29), но и посреди Храма, в виде огромных статуй: "И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом" (3 Цар.6,27-28). Изображения были и на ковчеге завета: "и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" (Исх.25,18). Причем об этих изображениях далее сказано: "там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх.25,22). Видим также, что изображение человеческого лица не запрещалось и не считалось богохульством: «С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лице львиное; так сделано во всем храме кругом» (Иез.41:17-19). Известно, что мастер делавший изображения по воле Господа, имел в себе Духа Божия для совершения данной работы: "смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством работать из золота серебра и меди" (Исх.31,2-3). Несмотря на наличие изображений, перед ковчегом и в храме совершалось богослужение: «Давид оставил там, пред ковчегом завета Господня, Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно, каждый день» (1Пар.16:37). Стены Иерусалимского храма были украшены росписью: «И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки» (3Цар.7:36). Но, несмотря на наличие в храме изображений, Господь его освящает: «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар.9:1-3).

В чем смысл тогда второй заповеди? В том, что есть только Один Бог, и нельзя обожествлять сотворенные предметы, как делали это язычники, делая их равными Богу, делая их «богами». Проблема поэтому не в факте наличия изображения, а в отношении к нему! Иными словами Бог (др.евр: «Яхве») запрещает делать изображения ложных богов, бездушных идолов, но никто и не сможет упрекнуть православных в этом. Идол есть ложь (Иер. 51,17), вымысел человека (Деян. 17,29). Язычество самим изваяниям приписывало божеские атрибуты. Обожествляло сами изделия, и идолы считались богами, а отнюдь не их образами. По свидетельству Иеремии, язычники говорили дереву: “Ты – мой отец” и камню: “Ты родил меня”... где же боги, которых ты сделал себе? (Иер. 2,27,28; Ис. 48,5; 44,9-20), народ Мой вопрошает свое дерево... они отступили от Бога своего (Ос. 4,12) и т.п.

Православные, глядя на икону, не к ней обращаются, и не дерево и краски являются предметом нашего поклонения, а Личность, изображенная на иконе. Написание образа возникает от желания приблизиться к Первообразу. И наоборот, создание истукана происходит не от стремления к Богу, а от Его забвения.
Что делает деревяшку идолом? Её обожествление. Оно отодвигает Самого Бога на второй план или полностью заменяет Его. Так Господь повелевает Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив (Числ. 21,8). На этом примере мы видим изображение, служащее для спасения человека. И лишь когда евреи начали много  спустя кланяться ему, как божеству, называя его Нехуштаном, медный змей был истреблён благочестивым царем Езекием (4Цар. 18,4). Истреблён не потому, что был почитаем, а потому, что стал обожествляем. Евреи наделили его божескими атрибутами, а, значит, забыли Бога, Спасителя своего (Пс. 105,21). Следовательно, второй заповедью запрещено не всякое изображение, а только обоготворяемое, замещающее собой Бога, т.е. идол. Иное понимание второй заповеди делает Библию противоречивой. Кроме того сами протестанты изображают в своих журналах и книжках Христа, апостолов и людей Библии.

Миф 2. «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.» (Исх.3:5)  Возникает вопрос: почему земля стала святой? Конечно не потому что изменился её химический состав, или от того что там был Бог, но Бог везде присутствует (Псалом 138:7-10) Всякий раз когда Бог проявляет видимым образом свое присутствие происходит освящение материи и сама материя становится объектом почитания. Таким святым местом до воскресения Христа был Иерусалимский Храм «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.» (Пс.5:8), место видения небесной лестницы Иакова, и т.п. Благодать может действовать через разные формы материи в т.ч. через останки мертвого телом человека «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.» (4Цар.13:21). Никогда мертвое тело не сможет воскресить другого мертвеца, но Божия благодать Духа Святаго почивающая на мощах способна животворить. Однако, почивала благодать именно на мощах умершего телом святого пророка Божия. Господь продолжает даже через мощи  Свою работу по спасению людей: "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс. 15, 10). От одежды Христа кровоточивая женщина получила исцеление.  «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.» (Деян.19:11,12) Хоть и прямых указаний не было о возложении платков и опоясаний на больных (указания были о руковозложении), но Бог чудеса творил. Касаемо изображений не в скинии, а в Храме указаний непосредственных от Бога уже не было, но люди делали их. Сосуды Дома Господня, когда использовались не по назначению при дворце Валтасара, он пил из них вино, и  Бог в ту же ночь умертвил дерзкого царя. Муж Оза докоснулся рукой до ковчега завета из благих побуждений чтобы он не опрокинулся, но он наказан смертью т.к. никто кроме левитов не имел права касаться этой святыни. Т.о. мы видим, что почитать священные изображения, мощи и сосуды совершенно необходимо.

Миф 3.  В Православном богословии нет термина иконопоклонение, есть термин иконопочитание. Вот догмат о иконопочитании Седьмого Вселенского Собора:  «…чествовати их (изображения) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием… Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней.»   Этот же собор установил следующие анафематизмы: «непочитающим святые иконы – анафема, обожествляющим святые иконы – анафема». Христиане не говорят перед иконой: «Икона помогай мне», но всегда «Господи Иисусе Христе Сыне Божий (или имя Богородицы или святых) помогай мне и помилуй мя».

Второе возражение иконоборцев против икон было связано с текстом Нового Завета. "Бога никтоже виде нигдеже", — пишет св. Иоанн Богослов в первой главе Евангелия (Ин.1:18). На основе этого стиха иконоборцы делали вывод о том, что изобразить Его, следовательно, невозможно. Действительно, Бог был невидим и неизобразим до тех пор, пока Сын Божий, "во образе Божии сый", не благоволил открыться людям, "зрак раба приим, в подобии человечестем быв" (Флп.2:6-7). "...Смело изображаю, — ободряет иконописца прп. Иоанн Дамаскин, — Бога Невидимого не как Невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым через участие и в плоти, и в крови". Нельзя не обратить внимания и на то, что вышеприведенная цитата из Евангелия, а именно в таком виде она часто бралась на вооружение иконоборцами, — оборвана. Между тем ее вторая часть имеет принципиальное значение: "Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда". Итак, Бог оставался невидимым до Боговоплощения, в котором Сын Божий, став видим, и будучи Образом Отца, явил Собою Его. Если в Ветхом Завете Бог дал человеку лишь словесное Откровение, Себя же показал лишь прообразовательно и только избранным людям, то Новый Завет начинают два Откровения: первое — это Боговоплощение Сына Божия, который принял на себя образ и вид человеческий, второе — Откровение словесное, Божественное учение, которое принес Спаситель.

Когда привели святого Стефана к нечестивому царю Льву Исавру, то повелел ему попрать ногами икону Спасителеву. Святой Стефан потребовал златую монету с изображением самого царя и спросил: "Чей это образ и написание?" — Ему отвечали: "Конечно, царский". Тогда святый плюнул на изображение, бросил его на землю и начал попирать ногами. Царь пришел в ярость, все окружающие царя тоже вознегодовали, но святый муж смело сказал им: "Вот каково суждение ваше, безумные! Вы гневаетесь на меня за то, что я попрал образ земного царя вашего, который есть все-таки прах и пепел; как же не гневаться на вас Царю царствующих и Господу господствующих, когда вы попираете святой образ Его и Его Пречистой Матери? Чего себе не хотите, того и другим не делайте!"

Иеромонах Дмитрий (Прохин), Крестовая Пустынь, Салох-Аул
 создание сайта, хостинг ООО “Белтелеком”