О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Бог открыл себя человечеству, что Он есть Бог Единый по существу (естеству) и есть Творец всего, кроме зла (У читателя может возникнуть вопрос кто сотворил зло? Ответ таков – зло это не сущность, а есть состояние противления Творцу),  и что Он существует в трех  Лицах (Ипостасях или Личностях). Эти три Лица Единого Бога–Бог Отец, Бог Сын (Слово, а по воплощении – Иисус Христос), Бог Дух Святой (см. Мф. 28,19). Бог есть Единый  в Трех Лицах. Мы не постигаем  в полноте этой внутреннейтайны Божества, но веруем в нее по непреложному свидетельству слова Божия, помня, что Божия никтоже весть, точию (только) Дух Божий (1 Кор. 2,11). И триединство, и Само Существо Божие познать нельзя, оно выше всякого познания не только человека, но и Ангелов, ведь что познано то и обладаемо познавшим Бог же Сам есть Вседержитель и лишь Слово Божие – Сын Божий явил нам безконечный путь к богопознанию, которым святые будут вечно шествовать в вечной блаженной жизни. Рассмотрим то что нам открыто Словом Божиим о Существе и существенных свойствах - совершенствах Божиих Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный,  Всеблаженный. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Между Лицами Святой Троицы  различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от ОтцаДух Святой предвечно исходит от Отца. Отец, Сын и Святой Дух - один и тот же Бог, но это не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец - не Сын, Сын - не Святой Дух, а Святой Дух - не Отец.

У всех Лиц Троицы одна воля (всеблагая), общее желание (всемогущее), единственное дело (любовь). Каждое из Лиц Троицы обладает божественным существом в совершенстве и всецело. Под словами о том, что Бог имеет одну сущность и три лица, подразумевается одно «Что» и три «Кто». Все три «Кто» (личности) объединяются в одном и том же «Что» (сущности). Особо отметим что Божественное естество и человеческое в личности Сына (Слова) Божия после воплощения сосуществуют неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Два Его естества объединяются в одной ипостаси. Иными словами, Христос — это два «Что» и одно «Кто».

Итак, учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями. Например, солнечный шар всегда и непрерывно рождает свет и испускает тепло, это не три солнца, но одно в трех познаваемое.  Хорошей аналогией по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям служат наш ум, слово и дух. Ум всегда и постоянно рождает слово-образ, и последнее имеет свой созидающий, положительный или деструктивный, злой дух (Дух Божий всегда Свят). Радуга есть один и тот же свет и непрерывный в самом себе и многоцветный. И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии. Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: "Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?"

Триединство Бога имеет  сходство и с примером на умножение, когда каждый обогащен каждым, что и есть символ любви, т.е.: 1×1 ×1=1. Итак,  триединство это  не тройственность. Единая сущность Бога имеет несколько центров личности. Таким образом, с точки зрения математики понять доктрину Троицы не труднее, чем вычислить, чему равна единица в кубе (в третьей степени). Самая, возможно, распространенная иллюстрация для Троицы — это треугольник. Один треугольник содержит три угла, которые неотделимы друг от друга и существуют одновременно. В такой трактовке это хорошая иллюстрация для Троицы. Разумеется, треугольник ограничен, а Бог безграничен, поэтому такая иллюстрация будет не вполне точной. Заметим,  что все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными. Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом и с любовью к Богу и ближним. Только в Любви мы находим счастье и Бога. Ниже мы увидим почему так важно для спасения верть в Святую Троицу.

Одно из имен Бога это Любовь. И совершенно ясно это стало лишь в Новом Завете только после откровения о Триедином существе Бога. Бог неизменяем и до сотворения мира он был тоже Любовь. Вечный Отец любит Сына и Духа Святого. Вечный Сын любит Отца и Духа Святого. Вечный Дух любит Отца и Сына. Все это в непостижимом единстве, нераздельном и неслиянном. Все бестелесно и духовно. И так из вечности в вечность, без начала и конца, без перемен, без уменьшений и увеличений, без каких-либо внешних событий, вне времени и пространства. Мыслить Бога без Сына — все равно, что мыслить Бога без Любви. Ибо всякая любовь ищет предмет своей любви. Когда кто-то из людей говорит: «Я люблю!», то мы сразу, естественно, спрашиваем: «Кого ты любишь?» Кого бы, следовательно, любил Бог Отец в вечности, прежде сотворения мира, если бы Он не имел Сына как предмет Своей Любви? А это означало бы, что Он не знал Любви и не был Сам Любовью по сущности Своей, прежде чем сотворил мир как предмет Своей Любви. А то, в свою очередь, означало бы, что Бог с сотворением мира приобрел нечто такое, чего Он прежде не имел и через что Он переменился. Это же бессмысленно, не логично и противоречит Священному Писанию, в котором с Небес засвидетельствовано, что в «Боге нет перемены» (Иак. 1, 17). Кто не верует в рождение Бога Сына от Бога Отца, тот не может вообще называть Бога Отцом. Или если Его так называет, то говорит неправду. Ибо почему Он Отец, если не имеет Сына? В таком случае, «Отец» — это только почетное или уважительное обращение, так дети называют всякого пожилого человека отцом. Если скажет кто-либо: ведь Бог — Отец всех людей, мы сразу можем ответить: Бог — Творец, а не Отец всех людей. Он не родил, но сотворил людей. Если у кузнеца есть рожденные им сыновья и скованные им плуги, не будет ли он делать различие между своими рожденными детьми и своими изделиями? Апостол Христов ясно говорит: «Всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2, 23; 4, 16).

Понятие о Боге как Любви объяснимо только через понятие о Боге как Святой Троице. В этом ключ к тайне любви. Мы должны постоянно держать это в памяти. И веровать слову великого Исаака Сирина: «Любовь слаще жизни». И  добавим: и сильнее смерти. Когда мы говорим о любви во Святой Троице, мы постоянно держим в памяти, что Бог есть Дух, и любовь в Боге вся духовна. Отец любит Сына так сильно, что Он весь в Сыне: и Сын любит Отца так сильно, что весь в Отце, и Дух Святой по любви весь в Отце и Сыне. Это Сын Божий засвидетельствовал словами: «Я во Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 10). И Сын во Святом Духе и Святой Дух в Сыне. В Писании говорится, что по воскресении Христос дунул на апостолов и сказал им: «Примите Духа Святого» (Ин. 20, 22). Только то, что имеешь в себе, можешь отдать и другим. Особенность любви состоит в том, что любящий желает раствориться в возлюбленном. Так горяча любовь Отца к Сыну, что Он хотел бы раствориться и истощить Себя в Сыне. И наоборот. Такова же и любовь Духа Святого к Отцу и Сыну. Но непостижимым образом Каждый остается тем, что Он есть. Потому и говорится о Святой Троице: «нераздельна — неслитна». Нераздельна, ибо едина по сущности и в любви; неслитна, ибо по ипостасям лична. Триединый пламень естества, жизни и любви. От этого величественного огня божественной любви зажигаем и мы наши малые сырые свечки земной любви, которые дымят, чадят и легко гаснут. А что три Лица не сливаются и не разделяются, то это — действие любви всякого Лица по отношению к двум другим. Ибо всякий из них по любви стремится, чтобы возвеличились и прославились остальные два Лица Святой Троицы. Это видно из слов Сына Божия: «Отец Мой более Меня есть» и «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Любовь в одном лице — не любовь, а самолюбие и себялюбие. Потому например Мухамед и не упоминает о любви в связи с богом-Аллахом, но только о праведности и милосердии. Любовь между двумя людьми охладевает и превращается в печаль. Потому бездетность в Ветхом Завете считалась проклятием. Любовь становится полной при появлении третьего. И на земле это так, ибо так это и на небе. Не удивительно, что число три играет такую большую роль во всех творениях Триединого Бога. Любовь не возникла от земли, но пришла с небес. Преподобный Кассиан говорит: «Любовь принадлежит исключительно Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие». Сознательная любовь соотносится с сознательной личностью, не с принципом, идеей или с каким-либо безличным существом, но с личностью. Где нет взаимности в любви, там нет любви, наше слово о любви личности к личности. Если любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой бессмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово "Троица" Τριάδα в своей работе "Против Автолика" (168 г. н. э.) Однако и в самой Библии есть однокоренное этому понятию – τρεις (Трое, три).  «Потому что (τρεις) три есть, свидетельствующие, Дух и вода и, кровь, и трое (οι τρεις)  в одно (το έν)  есть (εισιν).» (1Ин. 5:7-8)


Указания на троичность Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете:

"Вначале сотворил Бог{и} небо и землю"(Быт. 1:1). Глагол "бара" (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное "элогим" - во множественном, что буквально означает "боги".
- "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1:26). Слово "сотворим" стоит во множественном числе.
- "И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт. 3:22). "Из Нас" - тоже множественное число.
- "И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их"(Быт. 11:6 - 7), слово "сойдем" - во множественном числе. Нужно помнить что Бог никогда не советовался даже с ангелами:  «Кто познал Ум Господень? Или кто был советником Ему? (1 Кор 2: 16)
-  В начале 18 главы книги “Бытие” говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит "Яхве". Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним ко всем как к одному существу словом "Адонаи", буквально «Господь» (в единственном числе), а не «Господа». Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому - исповедал Единого Бога в Трех лицах.
- Пророк Исаия описывает ангельскую песнь, которую Серафимы воспевали трём лицам Святой Троицы в единой божественной природе: « ...видел я Господа... Вокруг Него стояли Серафимы... И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф ! ... » (Ис.6:1-3) 
- Зачатие Иисуса Христа Девой Марией: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лук.1:35) «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. »  (Иоан.1:14)
- Крещение Господа Иисуса Христа: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас [Бога Отца]  с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф.3:16,17)»
- заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении : "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Здесь обращение "во имя", а не "во имена", стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе.
- Исаия слышит голос триипостасного Бога: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.»  (Ис.6:8), см. таблицу:


Отец

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.(Ис. 6: 8-10)

Сын

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,  да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его {Иисуса} и говорил о Нем. (Ин. 12: 36-41)


Святой
Дух

... Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал* отцам нашим через пророка Исаию:  пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.  Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
(Деян. 28: 25-28)
*- говорить может только личность.
Во всех трех отрывках слова относятся ко всем Лицам Троицы.


- «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». (2 Кор. 13:13)
Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.
- "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино" (1 Ин. 5:7).
- Сын Божий говорит:  «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого
мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин. 14: 16-17)
Всего Писание более 60-ти раз одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа, мы указали лишь основные. См. также: Евр. 10:29; Тит. 3:4-6; Лк. 1:35; Ин 14:26; Ин. 15:26; 1 Пет. 1:2; 1 Ин. 3:23-24; Иуды 20-21; Рим. 14:17-18; 15:13-17; 15:30; 1 Кор. 6:11, 17-19; 12:4-6; 2 Кор. 1:21-22; 3:4-6; Гал. 2:21-3:2; Еф. 2:18; 3:11-17; 5:18-20; Фил. 2:1; Кол. 1:6-8; 1 Фесс. 1:1-5; 4:2,8; 5:18-19; 2 Фесс. 3:5; Евр. 9:14; (1 Ин. 5:7)
К сожалению не утвержденные и невежды к своей погибели нередко тщетно пытались оспорить Богооткровенное учение о Пресвятой Троице. Но нет худа без добра, благодаря вызовам еретиков проявлялись искусные богословы сияющие святостью жизни низложившие все нападки на Истину и собравшие воедино вероучительные определения. Система основополагающих догматов вероучения названа Символом Веры. И принята на Вселенских Соборах 325, 381 гг.  Символ веры читается как молитва на богослужениях:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Афанасьевский Символ Веры добавляет: делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а делавшие злое - в огонь вечный. Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо держаться ее, тот не может спастись.

Иеромонах Дмитрий (Прохин), Крестовая Пустынь, Салох-Аул


Даты
Авторы раскрывавшие тайну Троицы.
96 г
Климент, третий епископ римский
90-100 г
Учение двенадцати апостолов, "Дидахе"
90 г
Игнатий, епископ антиохийский
155 г
Иустин Мученик, великий христианский писатель
168 г
Феофил, шестой епископ антиохийский
177 г
Афинагор, богослов
180 г
Ириней, епископ лионский
197 г
Тертуллиан, раннехристианский апологет
264 г
Григорий Чудотворец

Важные ссылки:
Божественные качества Отец Сын Святой Дух
Вечный Римл 14:25 Откр 1:17 Евреям 9:14
Творец всего Псалом 99:3 Колос 1:16 Исайи 40:13
Вездесущий Иерем 23:24 Матфея 28:20 Псалом 138:7
Всезнающий Матф 11:27 Иоан 21:1
Матфея 11:27
1 Коринф 2:10
Обладает волей и совершает сверхъест. Ефесянам 1:5 Матфея 8:3 1 Коринфянам 12:11
Даёт жизнь Быт 1:11-31
Иоанна 5:21
Иоанна 1:4
Иоанна 5:21
Римл 8:10
Иоанна 3:8
Укрепляет верующих Псалом 137:3 Филиппийцам 4:13 Ефесянам 3:16


-

 



 


 



 создание сайта, хостинг ООО “Белтелеком”