www.homeorealhelp.ru
форум реальной гомеопатической помощи.
 
FAQFAQ
ПоискПоиск
ПользователиПользователи
ГруппыГруппы
РегистрацияРегистрация
ПрофильПрофиль
Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   
ВходВход

6. Теория болезни в свете работ Давыдовского, Анохина и п6

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.homeorealhelp.ru -> Обсуждение насущного
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Олегович
ГОМЕОПАТ-КОНСУЛЬТАНТ


Зарегистрирован: 31.03.2010
Сообщения: 64801
Откуда: Кубань, Белореченск

СообщениеДобавлено: Ср Апр 05, 2017 6:13 pm    Заголовок сообщения: 6. Теория болезни в свете работ Давыдовского, Анохина и п6 Ответить с цитатой

Теория болезни в свете работ Давыдовского, Анохина и прочих авторов русской физиологической школы.

Викулов А.О., врач-гомеопат.

6. Теория функциональных систем Анохина

Однако из выводов, к которым приводят нас исследования Давыдовского и Уманского, наиболее значимыми для нас здесь и сейчас являются вот эти два:
1. Любая болезнь - это хорошо организованный, управляемый организмом процесс. Это не случайный набор случайных попыток нормализовать ситуацию.
2. Инфекты нельзя считать причиной (этиологическим фактором) развития болезней.

Для начала займемся первым пунктом: болезнь это хорошо организованный, управляемый организмом процесс. И вот теперь нам нужно вспомнить о работах другого замечательного русского физиолога – П.К. Анохина и его теорию функциональных систем.

Вынужден, хоть кратко, напомнить вам эту теорию, потому как с печалью неоднократно убеждался в том, что даже основные положения этого замечательного учения широкой массе врачей абсолютно неизвестны. Или не интересны.

Итак, с точки зрения Анохина и его школы, для решения любой задачи, для организации любого процесса организм каждый раз создает вполне определенную функциональную систему. Еще раз повторю: задача может быть ЛЮБОЙ – суть происходящего от этого не меняется.
По созвучию сразу всплывают в памяти перечисление – пищеварительная, нервная, кровеносная и пр. и пр. системы… Как примеры систем функциональных.
Увы, функциональная система Анохина – это совершенно другое.
Петр Кузьмич на основание своих исследований определяет ее как динамическую совокупность различных органов и систем организма, формирующуюся для достижения полезного (приспособительного) результата каждый раз, когда возникает потребность в таком результате.
Иными словами, за каждой реакцией организма – движение ли это ногой или рукой, моргание глаз, снижение или повышение АД, перистальтическая волна кишечника или чихание, очередная систола (не суть важно) - за каждой реакцией стоит обеспечивающая ее исполнение каждый раз заново организующаяся функциональная система.

Выделяются два типа функциональных систем.

1. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды организма за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером могут служить функциональные системы поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела, работа иммунитета и т.п
2. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

Для нас принципиальным является то, что какие бы задачи не выполнялись функциональной системой, все эти системы имеют всегда одну и ту же архитектонику, состоят из ряда обязательных физиологических блоков.
(Архитектоника - сочетание частей в одном стройном целом, композиция).
Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих те или иные действия организма любой степени сложности, всегда складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий: афферентный синтез → принятие решения → акцептор результатов действия → эфферентный синтез → формирование действия → оценка достигнутого результата за счет обратной афферентации.

Схема Анохина на ixbt.photo:


Вот рисунок из работы П.К. Анохина «ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ», 1973 год

Итак, любое действие начинается со стадии афферентного синтеза. Некая информация, поступившая в управляющий центр по любому афферентному (чувствительному) каналу (или нескольким сразу) побуждает организм к формированию ответной реакции.
Афферентный синтез содержит 4 обязательных компонента:
- мотивационное возбуждение,
- обстановочную афферентацию
- пусковую афферентацию
- память (индивидуальная и видовая),

Мотивационное возбуждение формируется, как правило, в ЦНС как следствие появления какой-либо потребности (голод, жажда, желание спать, почесаться и пр.) Это первичный фильтр, посредством которого происходит начальный отбор возможных действий, соответствующих этой доминирующей на настоящий момент мотивации. Например: голодная собака стрелой побежит к двери вольеры только при звуке шагов разносчика пищи… А сытая – в лучшем случае повернет голову. Удовлетворение мотивации гасит эту доминанту. Т.е. раздражитель один и тот же, собака – та же самая. Но нет внутреннего посыла, мотивации к проявлению действия.

Влияние внешних стимулов обеспечиваются пусковой и обстановочной афферентациями.

Тигр – это страшно. Если Вы вдруг обнаруживаете тигра в непосредственной близости от себя - это повод к немедленным действиям. Тигр – рядом! Нужно спасаться, действовать! Это вариант пусковой афферентации.
Однако одного образа тигра недостаточно для запуска немедленной реакции – нужны подкрепляющие обстановочные сигналы: образ тигра максимально реален – но на большом постере, на стене в комнате вашего сына… Быть может вы даже вздрогнете, впервые увидев его. Но это не помешает Вам продолжить начатую уборку…
И снова образ тигра. И пусть вам хуже его видно, вы не можете воспринять массу мелких деталей, отчетливо видимых на постере, т.е. образ тигра явно менее полон, чем в предыдущем примере… Но все происходит в тропическом лесу, в Индии, и этот резкий запах… И наложение одной серии факторов – скажем так – событийного антуража (это обстановочная афферентация) и пусть маловразумительного образа тигра (пусковая аф-ферентация) - повод для нас, что бы немедленно начать совершать достаточно резкие телодвижения. И как можно быстрее! И как можно подальше…
Или другой пример в опытах сотрудника Анохина И.И. Лаптева. В его экспериментах звонок утром подкреплялся едой, и тот же самый звонок вечером сопровождался ударом электрического тока. В результате, у подопытных животных, вырабатывалось два разных условных рефлекса: утром – слюноотделительная реакция, вечером - оборонительный рефлекс. Животные научились дифференцировать два комплекса раздражителей, различающихся только временной составляющей. Т.е мы видим в этом примере, что пусковая афферентация - совершенно одинакова (один и тот же звонок), но различна обстановочная афферентация (время, когда этот звонок звучит и следующие за звонком раздражители). И в результате мы наблюдаем разные ответы одного и того же животного на один и тот же пусковой раздражитель.

Кроме того, афферентный синтез обязательно включает также использование аппарата памяти. Очевидно, что функциональная роль пусковых и обстановочных раздражений, в известной мере, уже обусловлена прошлым опытом. Это и видовая память, и индивидуальная, приобретенная в результате обучения. На стадии афферентного синтеза, из памяти извлекаются и используются именно те фрагменты прошлого опыта, которые полезны, оптимальны для будущей реакции.
Итак, взаимосодействие памяти, мотивационного, обстановочного и пускового возбуждения в результате анализа выдает желаемую цель. Это фаза определения цели.
Цель определена, и формируется аппарат принятия решения

Аппарат принятия решения. Это следующая фаза, которая и определяет тип и направленность поведения. В этом аппарате чуть ли не главным (на начальном этапе) являются видовая и индивидуальные памяти, где первым делом происходит поиск схожей ситуации и поиск наиболее оптимальных путей разрешения этой ситуации. Предлагаемые варианты решений оцениваются, и выбирается наиболее приемлемый здесь и сейчас вариант урегулирования возникшей потребности: нужно добиться того-то и того-то... И все это должно соответствовать вот таким-то критериям.
Например – есть потребность почесать спину. Память подсказывает, что вариантов удовлетворения этой потребности как минимум пять:
- потерпеть
- почесать правой рукой
- почесать левой рукой
- почесаться спиной об угол чего-либо
- попросить кого-либо почесать вам спину.
Оценка конкретной ситуации и опять же память подсказывают вам вариант оптимального решения этой сложной жизненной коллизии. Одно дело, если все происходит в кабинете вашего начальника, другое дело – если вы нежитесь в постели рядом с любимым супругом, и совершенно третье – если вы в этот момент пропалываете очередную грядку моркови. Варианты решения диктуются обстановочной афферентацией и памятью. Итак, вы, пропалывая грядку, на автомате, не задумываясь, решили, что почесать левую лопатку легче и лучше правой рукой через голову. И это все? Взяли и почесали? А вот и нет!

Заметим, вы всего лишь поставили и конкретизировали задачу. А вот как ее решить практически?


Акцептор результатов действия

За все практические действия по достижению цели отвечает специально формирующийся аппарат акцептора результатов действия. Его задача – программирование результатов будущих действий исходя из реальных возможностей уже вашего организма.
Это модуль, который с одной стороны, жестко фиксирует поставленную задачу, как матрицу, которой должен соответствовать получаемый результат. Что важно: цель - именно она и служит маяком. Только необходимость удовлетворение этой потребности – есть процесс удержания цели, как основного регулятора поведения.

Здесь же происходит синтез стратегии получения желаемого результата.
Фаза афферентного синтеза на выходе определяет нам возникшую потребность, например: «Хочу почесаться». Память подсказывает: «Почешись так или этак». Но только работа всего механизма принятия решений может предложить нам разные варианты того, где и как можно унять надоедливый зуд.
И вот теперь начинается поиск практических шагов для достижения этой цели, т.е. запускается эфферентный синтез, создание программы этих действий.. Иными словами, как пишет Анохин: «На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется».
Именно в этот момент конкретизируется, какие органы и системы и в какой именно части и последовательности будут задействованы в серии предстоящих действий. Т.е. по сути дела действие уже сформировано, но еще виртуально.
Нужно заметить еще вот что: результатом действия эфферентного синтеза может быть как простой каскад действий (нерв такой-то, мышца такая-то, нерв вот этакий), так и формирование каскада вторичных, более мелких функциональных систем, обеспечивающих достижение промежуточных целей.
И вот только теперь, следует фаза практического выполнения выработанной программы действия.
Это фаза эфферентного возбуждения. Возбуждение достигает исполнительных механизмов, действие осуществляется. И очень важно – осуществляется под непрерывным контролем системы акцептора результатов действия посредством обратной афферентации. И если результат действия на каком-то этапе не соответствует принятому шаблону – вносятся необходимые коррективы.
Т.е. вовсе не факт, что первоначально предложенная программа действия обязательно приведет к нужной цели… Выполняя полученную команду, ваша правая рука потянулась к зудящей области… Но в руке зажата тяпка… Вот незадача-то…. И начавшаяся реализовываться привычная программа действий блокируется, начинается поиск новой, той, что может привести нас к желаемой на настоящий момент цели: или бросить тяпку. Или почесать другой рукой.
Чрезвычайно существенно то, что Анохин экспериментально продемонстрировал - работа акцептора результатов обязательно сопровождается эмоциональными проявлениями. Положительными эмоциями, когда программа выполняется полно и верно. И отрицательными, когда по каким-то причинам программа не исполняется.
И это очень важный момент! Именно эмоции (положительные или отрицательные) служат главным показателем, репером оценки достигнутого результата. Удовлетворяет этот результат возникшей потребности или не удовлетворяет?
Что еще важнее - именно эмоции запускают и весь механизм формирования любой функциональной системы, и обеспечивают контроль исполнения конечного результата, для достижения которого и была сформирована данная функциональная система.

Анохин выделил две группы эмоциональных явлений.

Первая группа – это ведущие эмоции. Их возникновение связано с появлением, усилением или изменением потребностей. Т.е. возникновение любой потребности (хочу пить, хочу почесаться, нужна очередная систола и что угодно другое) всегда сопровождается появлением той или иной эмоции или комплекса эмоций. Эти эмоции всегда теснейшим образом увязаны с типом и особенностями породившей их потребности.
Таким образом, появление этих ведущих эмоций инициирует запуск афферентного синтеза. И, в конечном счете – формирование функциональной системы, позволяющей удовлетворить потребность, которая и вызвала появление этих эмоций.
Теперь вспомним вывод, к которому нас привел Давыдовский: любая болезнь это упорядоченный, сложно организованный, стадийный процесс.
По данным Анохина, в организме не существует процессов, течение которых не обеспечивалась бы функциональными системами того или иного уровня сложности.
Следовательно, любая болезнь – это так же результат работы вполне определенных каскадов функциональных систем… И важно для нас все это вот чем.

Если любая болезнь – суть процесс реализации вполне определенного каскада функциональных систем, то, что же является причиной, этиологическим фактором для инициации этого каскада?

И единственно возможным ответом тут является только один - причина любого заболевания кроется в эмоциях. Эмоции являются пусковым фактором при формировании любой функциональной системы. Поскольку любая болезнь есть только внешнее проявление работы ряда функциональных систем, этиологическим, инициирующим фактором для болезней, как и для любой другой функциональной системы, могут служить только эмоции.

Что любопытно: само биологическое явление «болезнь» проявляется на эволюционной лестнице только с появлением у многоклеточного организма эмоций. Пока эмоций нет, а есть только чувствительность – нет и болезней. Во всяком случае, я не нашел в биологии опровержения этому наблюдению.

Вторая группа эмоциональных переживаний – ситуативные эмоции. Они возникают в результате работы акцептора результатов действия, как контролирующей инстанции. Когда работа эффекторных систем выдает на гора некий результат - именно акцептор результатов действия определяет соответствие этого результата запланированному. Этакий временный не только конструкторский отдел, где планируется практическое достижение задачи, но и авторский ОТК, осуществляющий весьма жесткий контроль качества полученного результата. И ответов только два варианта или:«Ах, какая прелесть!» - и положительные эмоции. Или:«Фи…» - и отрицательные эмоции.
Т.е в первом случае данные обратной аффрентации совпадают с данными матрицы, заданной акцептором результатов действия. Результат признан хорошим, возникают положительные эмоции … И, чаще всего, приходит команда на расформирование функциональной системы. Да, как это ни удивительно, но даже для произведения ритмических, постоянно воспроизводимых действий, таких, как сокращение нашего сердца – каждый раз формируется новая функциональная система. Для абсолютно каждого акта функционирования нашего организма – каждый раз формируется новая функциональная система. Не важно, что функциональная система, обеспечившая вот эту конкретную систолу будет как две капли воды подобна функциональной системе, обеспечившей систолу предыдущую. Подобна – но не идентична! В каждой последующей систоле работают несколько иные группы мышечных волокон, несколько иные группы нервных проводящих путей… Что обеспечивает вариабельность в даже самых повторяющихся физиологических действиях. И оптимальную управляемость ими.
Но, вот данные обратной афферентации признаны несоответствующими матрице: и возникает эмоция класса «Фи…»
И заново запускается механизм акцептора результатов действия, и предлагается уже другой вариант работы эффекторных механизмов. Конечный результат действия которых опять же оценивается акцептором результата действия по обратной связи, с формированием соответствующей оценивающей финальной эмоции.
Еще раз повторю. Главенствующее отношение к формированию цели, которую должна достичь формирующаяся функциональная система, имеют ведущие эмоции. С этого все начинается.
Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют нам о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в нашей внутренней среде или в окружающем нас пространстве. Эти эмоции определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется наше отношение к еде. Проголодавшись после прогулки, мы эмоционально, с жадностью набрасываемся на еду, тогда как необходимость обедать в положенное время может выявить достаточное равнодушие к пище.
Отсюда понятно, что по принципу обратной связи, наличие интенсивных, постоянно действующих эмоций способно в свою очередь, с одной стороны, регуляторно влиять на работу контролирующего акцептора результатов. А, с другой стороны, прямо влиять и на характер выбранной цели.
Это очень важные факты, нужно как следует проникнуться этой идей - комплекс постоянно действующих, интенсивных эмоций вызывает запуск механизма гасящего разрушительное влияние такого эмоционального комплекса. Иными словами – вызывает адаптационный процесс, за счет которого разрушительное действие интенсивных эмоций нивелируется. Частным случаем проявления такого процесса являются те события, что мы привычно называем болезнями. И вот она – этиология заболеваний во всей ее красе.

Кроме того, для нас крайне важно запомнить еще одно открытие Анохина и его со-трудников: «…извлечение прошлого опыта из памяти происходит по той же нейрохимической трассе, по которой он был зафиксирован в момент приобретения опыта (П.К. Анохин, 1974).»

И еще не забываем: любая функциональная система может быть сложной – состоять из ряда функциональных систем более низкого порядка. Этот факт проистекает из принятия цели, как системоорганизующего фактора что, по сути - основа теории Анохина, ее ядро. Конечная цель, как правило, может быть достигнута только в результате достижения ряда промежуточных целей.

Еще раз повторю для запоминания:

1. Любое действие в организме – это ВСЕГДА следствие работы вполне конкретной функциональной системы.
2. Любая функциональная система имеет одну и ту же архитектонику, состоит из одних и тех же, в функциональном плане, модулей.
3. Инициирующим фактором для возникновения потребности в организации функциональной системы служат эмоции.
4. Действие любой функциональной системы всегда сопровождается соответствующим эмоциональным фоном.
5. Функциональные системы могут быть сложными, состоящими из функциональных систем более низкого порядка.
6. Ретроградное развитие событий всегда происходит по тому же сценарию, по какому эти события и развивались – это доказано в экспериментах Анохина.

Теперь, когда мы в курсе, как именно происходит организация любого события в организме, можем вернуться к нашему разбору.

Продолжение следует
_________________
Все не так просто. Все просто не так!
*****
P.S. Да! ВОРЧЛИВЫЙ - это я!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.homeorealhelp.ru -> Обсуждение насущного Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Рейтинг@Mail.ru

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Поддержка phpBB, AceWeb